France, St Baume

О дурном вкусе, или Почему «гуманизм» не верит в человека, а по телеку идет неправдоподобное кино

«Бывают исполненные жизни, несмотря на множество неисполненных желаний».
Дитрих Бонхеффер
Недавно была в гостях и пришлось смотреть, что покажут. А ведь что показывают — это все-таки показатель. Отсюда пища для размышлений.
Что поражает в современной, особенно (увы!) отечественной массовой культуре — это безвкусица и занудство. Причем она может хоть стилизоваться под XIX век, хоть прыгать на тебя из постсоветских «супербоевиков». У хороших и плохих героев — абсолютно одинаковые цели и ценности в жизни: уехать на край света красавицей-жаной (красавцем-мужем) и горя не знать. Просто мусульманский рай какой-то, вот вам и вся эсхатология. Только «хорошие» добиваются этих целей благородными методами, а «плохие» готовы «мочить» всех более или менее без разбора. Но все стремятся к одинаковому счастью.
И в этом слышится какая-то гнусная фальшь. Я, конечно, согласна с Николаем Александровичем, что «средство важнее цели», ибо именно средства «свидетельствуют о духе, которым проникнуты люди». Но нельзя забыть, что средства неразрывно связаны с подлинными (а не декларируемыми) целями и родятся из них. Этого не знают только те, кто по-настоящему не верит в человека, для кого человек — кукла-терминатор, цели которой в ней «зашиты» и неизменны.
«Как бы всем вновь так соединиться, чтобы каждому, не переставая любить себя больше всех, в то же время не мешать никому другому, и жить таким образом всем вместе как бы и в согласном обществе», — над этой задачкой бились герои Достоевского. Гениальный пророк обличил главную ложь эпохи Просвещения, которой до сих пор (но в гораздо более вульгарной форме) очарованы наши поставщики (а вслед за ними и потребители) кинематографического и прочего шлака.
Нельзя «жить всем вместе» и «в согласном обществе», не переставая любить себя больше всех. Невозможно с дурным вкусом, с занудными мещанскими высшими ценностями перестать враждовать. Вражда между людьми — следствие дурного вкуса, испорченного отказом от тоски по «новому небу и новой земле». Вражда — следствие того, что мы размениваемся на скучные и недалекие цели, смиряемся с какой-то своей ущербностью, поврежденностью, ограниченностью, против которых все в нас восстает, когда мы обнаруживаем их в других людях.
В этом смысле эпоха Просвещения и современный т.н. «гуманизм»*, хотя и декларируют высшую ценность человека, на самом деле не верят в него. «Гуманизм» принимает человека в том расплющенном виде, в котором его застает в мире, лежащем во зле, не дерзая верить в возможность творческого преображения человека и мира. В «гуманизме» нет тоски по высшему смыслу, по высшей красоте, «гуманизм» не верит, что человек может быть исцелен — т.е. вновь стать целым, собой, активным творцом жизни, подобным Богу, а не пассивным потребителем. А вот Достоевский верит, он говорит: «Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
В гуманистическом благодушии, в нежелании видеть невыносимую поврежденность человека — не только страх, всегда связанный с неверием, но и какой-то цинизм. Мол, довольствуйтесь тем, что есть. Но если 150 лет назад это еще можно было списать на наивность, то после XX века, показавшего «подвалы» человека, благодушие есть цинизм.
Наверное, нет ничего плохого в красавице-жене. Но на высшую цель жизни это не тянет. Как можно смириться с тем, что каждый продолжает любить себя и свое больше всех — и значит, остается в конце концов одиноким и жадным — и такое признать за потолок человеческого счастья?! Аристотель, например, не мыслил счастья без свободного (ничем не обусловленного и не вынужденного) дружеского общения, в котором человек становится человеком.
То есть я понимаю, что люди живут в непростое время, зарабатывают деньги, и им в общем-то наплевать, что снимать, а Аристотель был философ, жил в Древней Греции, и слыхало о его существовании абсолютное меньшинство современников. Но сегодня-то Аристотель знаменит, телевизор все ругают, а вкус все равно дурной.
Хотя есть и другие примеры. Слава Богу. Но мало, и известны они по-прежнему меньшинству.

* На самом деле мало чего общего имеющий с гуманизмом XIV-XV веков.
France, St Baume

Издание, лишенное церковного благословения, "заступается" за РПЦ

Оригинал взят у nat_i в Издание, лишенное церковного благословения, "заступается" за РПЦ
Благогон, как всегда, ЖЖот: "Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин не считает, что картина Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» оскорбляет Христа или является экстремистской. ... Этим своим скандальным высказываем протоиерей Всеволод Чаплин по сути выступил против Русской Православной Церкви, которая в 1997 году возвысила свой голос против демонстрации этого кощунственного фильма и призывала именно запретить его показ".

Они ещё не видели проповедь о. Георгия!! )))

France, St Baume

В продолжение и развитие темы о маргинальности

Счастье - иметь друзей, братьев, сестер, преподавателей, учителей, с которыми можно поговорить о том, что действительно важно, что не маргинально*. Ведь современный мир (да и вообще мир с момента грехопадения, надо понимать) так все путает, так пытается представить как раз центральное, главное, самое существенное (например, дух и смысл) маргинальным, а самые крайние, скучные и даже омерзительные вещи - центральными, создает из маргинального фарша самозванный "мейнстрим", который, конечно, легко переваривается (особенно теми, у кого испорчен вкус - см. сноску).

После общения с моими друзьями - знаете что происходит?! В голове рождаются мы-ы-ы-ысли, а в сердце - благодарность! Оооо, это сладкое чувство - нарождающиеся мысли :) Кто знает, тот поймет!

Collapse )

____________
* Английское слово "margin" - полагаю, с каким-то неизвестным мне латинским корнем - означает "край", "грань", "обочина". Антоним слову "маргинальный" - например, "центральный". Хотя в зависимости от контекста я бы добавила в этот ряд слова с корнем "мир" и "мера" (это все, что связано с чувством такта, вкуса и меры с одной стороны и с миротворчеством с другой). Для любителей читать сноски могу пояснить. Не имея вкуса, человек всегда будет промахиваться мимо центра (кстати, "грех" в переводе означает именно "промах", что можно наблюдать в русском слове "огреха", "погрешность"). Например, я недавно поняла, почему Христос - центр мира (хотя внешне Его приход в мир мог показаться непроницательным современникам весьма маргинальным явлением). Дело не только в том, что Он - Богочеловек. Тут вот что важно: Он никого не оставлял "за скобками", для Него не было лишних, ненужных людей. Безусловно, всегда будут те, кто будет враждовать с Ним, с самим Его Духом. Но Сам Он был миротворцем (не случайно Писание говорит: блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими). Это значит, что Он всех привлекал к Себе. Только Богу и Богочеловеку Христу интересен каждый человек! А всяческие разделения, всякая вражда, "ненавистная рознь мира сего" всегда порождены каким-то самозванным, смещенным центром, который кого-нибудь да делает лишним, ненужным, брошенным, затравленным, оставляет за границами своих интересов. Так происходит в политике, в религиях, в семейных спорах, в уязвленном (или, напротив, воспаленном) самолюбии, в общем, везде. "Плод же праведности в мире сеется теми, которые творят мир", - говорит Писание. И Христос из них - первый. Но познается это только и исключительно на вкус, опытным путем.
France, St Baume

Об истоках маргинальности

"Великий знак унижения человека виден в том, что человек свет получает от солнца и что жизнь его вращается вокруг солнца. То, что солнце извне светит человеку, есть вечное напоминание о том, что люди, как и все вещи мира, сами по себе находятся в вечной тьме, лишены внутреннего излучения света. Солнце должно быть в человеке – центре космоса, сам человек должен был бы быть солнцем мира, вокруг которого все вращается. Логос – Солнце в самом человеке должен светить. А солнце вне человека, и человек во тьме. Свет жизни в природном мире зависит от внешнего и далекого источника. Померкнет солнце, и все существа и все предметы природного мира будут повергнуты в беспросветную тьму, жизнь прекратится, так как нельзя жить без света".

Николай Бердяев. "Смысл творчества" (1916).


France, St Baume

Группа молодежи из Преображенского содружества малых братств посетила Хабаровскую епархию

Информационный отдел Хабаровской епархии
23.09.2012

23 сентября 2012 года в молодежном центре при Спасо-Преображенском кафедральном соборе состоялась встреча митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия с членами молодежного «Круга» Преображенского братства. Преображенское содружество малых братств — это православное братство, основной целью которого является содействие возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней (в частности,  полноценной катехизации, основанной на святоотеческой традиции и общинно-братской жизни). Основателем Преображенского братства является священник Георгий Кочетков.
Как сказал один из приехавших ребят Антон Логойский: «Цель нашего паломничества — не определённое место или святыня, а верующие люди. Именно в общении обретается общее основание, открывающее возможность для обмена опытом жизни в церкви, видение проблем и путей их преодоления». На встрече также присутствовали ребята из Молодежного движения Хабаровской епархии, которые пригласили гостей посетить их собрание.
Пока же паломники разместились в Хабаровской духовной семинарии, планируя пробыть в краевом центре еще неделю. За это время ребята встретятся с учащимися семинарии, с участниками Молодежного движения, группами оглашаемых, посетят богослужения и приходы города Вяземского и село Капитоновка Вяземского района.
Фоторепортаж

France, St Baume

Диалог Ольги Александровны Седаковой с "легендарной четырехлетней племянницей Дашей"

— Оля, а кто такие аристократы? — спросила она меня.
— Потомки благородных предков, — не долго думая, ответила я.
— Как мы с тобой, — удовлетворенно заметила она.
— Ну нет, мы не аристократы.
— А почему?
— Ну это, знаешь, князья, бароны, графы...
— А... — разочарованно сказала она. — А я думала, это верующие (она произносила: "верущие").
— ?
— Они же потомки Бога. Кто же благороднее?
France, St Baume

Церковь в обществе: гетто, специализирующееся на спасении душ?

Церковь в обществе: гетто, специализирующееся на спасении душ?

8 и 9 сентября в Культурно-просветительском центре «Преображение» прошла Школа церковно-общественных инициатив — новый проект Преображенского братства. Его участники говорили о последствиях советского «эксперимента над человеческим материалом», пытались вместе найти пути их преодоления и увидеть место церкви на этих путях. Гостем Школы стала дочь известного московского протоиерея Ильи Шмаина (1930-2005), библеист, преподаватель РГГУ и Свято-Филаретовского института Анна Шмаина-Великанова.


France, St Baume

Профессор Жорж Нива прочитал лекцию о христианской культуре на открытии 25-го учебного года в СФИ

1 сентября в часовне Свято-Филаретовского института был совершен традиционный молебен на начало очередного, уже 25-го учебного года и прозвучала открытая лекция о христианском искусстве и его месте в мировой культуре. Ее прочитал член попечительского совета СФИ, заслуженный профессор Женевского университета, всемирно известный славист Жорж Нива.

Профессор Жорж Нива

Лекция члена попечительского совета СФИ, заслуженного профессора Женевского университета, академика Европейской академии (Лондон), члена издательского совета Cahiers du Monde Russe (Париж, CNRS) и Slavica Helvetica (Берн) Жоржа Нива на открытии 25-го учебного года в СФИ

«Мысли врасплох» — этим названием небольших эссе Андрея Синявского профессор Нива определил жанр своего выступления. Будучи выдающимся специалистом в области литературы, Ж. Нива не только цитировал диалоги писателей, стихи и прозу, но и обращался к кинематографу, живописи, фотографии. Лекция сопровождалась показом графики и живописи Рембрандта, фресок Микеланджело, полотен Жоржа Руо. Жорж Нива показал парадоксальность положения христианской культуры в современном мире. С одной стороны, можно сказать, что в европейской культуре нет нехристианского искусства, она вся — дитя христианства, дитя веры в воплощенного Бога, которая предполагает рождение культуры. В подлинном творчестве даже неверующие люди тянутся к Богу. Так, в автопортретах художника Анатолия Зверева запечатлен напряженный творческий поиск, попытки изобразить лик человека, который хочет общаться с Богом. Жорж Нива напомнил мысль аббата Анри Бремона: рухнула классическая стена между поэзией и верой, творческий акт и есть акт веры. С другой стороны, современный «виртуальный» мир с его тенденциями к развоплощению становится все менее христианским, ему как будто чужда, хотя и интересна проблематика святыни и святости. Свою лекцию Жорж Нива завершил вопросом: «Сегодня христианское искусство — это искусство всеобъемлющее, от которого не уйдешь, как это понимает Пастернак в “Докторе Живаго”, все идет к Христу? Или мы движемся в сторону “острова”: “остров” отделен от “материка”, который живет, как можется и как хочется? Я думаю, что, к сожалению, мы идем в сторону “острова”».

 Актер и режиссер Андрей Смирнов и ученый секретарь СФИ Александр Копировский на открытии 25-го учебного года в СФИ

В ответ на выступление профессора Нива ректор СФИ священник Георгий Кочетков вспомнил слова Николая Бердяева о том, что христианского искусства в точном смысле слова никогда не было и не может быть — подлинно христианское творчество создает не просто культуру, но «новую жизнь и иной мир», преодолевая границы культуры. По мнению отца Георгия, сегодня для церкви Руо и Зверев с их желанием снять все покровы и докопаться до новой глубины важнее, чем многие современные стилизованные иконы в стилизованных храмах.

Проповедь на Евангелие ректора СФИ священника Георгия Кочеткова

Приветствуя друзей института и всех, кто в нем учит, учится и только начинает учиться, отец Георгий Кочетков напомнил о силе духа и смысла, которой Христос наделяет все в мире: получая эти Божьи дары, человек призван учиться их отдавать, быть готовым сказать внятное слово и другим людям. Хотя мода на православие сейчас прошла, духовная жажда только увеличивается:«В наше время, когда многое формализуется, попадает в какие-то виртуальные пространства, очень важно сохранять настоящую жажду духа, смысла, общения».


France, St Baume

Открытие XXV учебного года в Свято-Филаретовском институте

Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Проф. Жорж Нива
Открытие XXV учебного года в Свято-Филаретовском институте

1 сентября, 14:30. Часовня СФИ. В программе — лекция профессора Жоржа Нива «Что такое христианский писатель вчера и сегодня?»


France, St Baume

«Очистим Россию надолго...»

В эти августовские дни исполняется девяносто лет со дня ареста виднейших представителей российской интеллигенции, которых советская власть выслала из страны на «философском пароходе»

Collapse )